БАРЕНЦЕВО МОРЕ, ИЛИ «КОСТЯНАЯ НОГА»

ДМИТРИЙ КОЛЕНЧУК RW1ZZ

Как всегда, к экспедиции я начи­наю готовиться задолго до ле­та. В этот раз подготовка прошла значительно легче, чем я сам был несказанно удивлен.

После экспедиции-2003 на ЕU 119 я случайно (если бывают такие случайности!) попал на слёт «Там­бовских волков» и встретился там с Димой RW1ZZ. Там на слёте мы с ним и договорились, что на лето 2004-го мы — одна команда.

Начиная с марта — постоянные трафики на 7090. Уже к маю стало понятно, что EU-160 мы не потянем в финансовом плане. Надо подобрать что-то поближе.

В моём доме на стенке висят кар­ты интересующих меня островов, уже около 5 лет среди них — Айнов- ские острова. Они находятся вблизи от Норвежской границы и по всем критериям подходят под New One, но в IOTA директории Айновские остро­ва стоят под EU-82. А это же класс­ный New One по «Русским робинзо­нам»! И, вообще, меня тянут те остро­ва, на которых я ещё не был. Многие участники экспедиций меня поймут.

Решено! Идем на Айновские. Капи­тан яхты «Вега» Василий Антонов — мой старый знакомый. Я с ним в 1998 г. ходил на остров Корга (EU-160), и по­этому он без лишних вопросов согла­сился нас закинуть на Айновские ост­рова и через 5 дней прийти за нами.

В мае был выплачен задаток капи­тану и были определены сроки экспе­диции. Дима RW1ZZ завершал свою службу в Североморске и во время от­пуска перед увольнением съездил на новое место жительства в город Липецк. На обратном пути прихва­тил меня в Череповце, познакомив­шись с моей женой и сыном. За 17 часов без остановок «долетели» до Мурманска.

По дороге Дмитрий предложил свой план. Его друзья пообещали сделать нам пропуск в пограничную зону. Мы должны добраться до Лии- нахамари, а там по плану погранич­ники на катере доставят нас на Айнов­ские острова и заберут через несколько дней. Поэтому в тот же вечер при встрече с капитаном мы предложили ему план с изменениями. А именно: яхта доставляет нас на группу мел­ких островов Вороньи Лудки, ждёт нас там 2-3 дня, и на обратном пути мы высаживаемся на о. Кильдин (EU-82), а уже в Североморск доби­раемся своим ходом. Потом 2-3 дня отдыхаем и по своему плану едем в Лиинахамари. Василий согласился и сказал: «До Айновских на Запад, до Лудков на Восток — одинаковое расстояние». Пропуск на посещение закрытого района на нас капитан уже получил.

30 ИЮНЯ

В 22:00 мы с Дмитрием с причала № 1 Североморска отправляемся к выходу из Кольского залива. С собой взяли два трансивера: YAESU FT890.       По просьбе Дмитрия завод «БРИЗ» предоставил антенну Z10 (потом о ней подробнее), а я прихватил
свою боевую AP8A фирмы Cushcraft. Кроме того, ZZ взял 2 EL проволочный beam на 20 м и самодельный усилитель 600 Вт. Евгений RU3DX мне предоставил в пользование 1,5 кВт бензоагрегат HONDA, а Дмитрию, Андрей RZ3GE, 1 кВт бензоагрегат фирмы KAWASAKI. Плюс бензин, продукты, питьевая вода, две палатки, личные вещи. Это я описываю для того, чтобы можно было представить, сколько груза нам пришлось перетаскивать несколько раз и даже затаскивать на очень крутую скалу острова Вороньи Лудки. Итак, теплым солнечным вечером под парусами мы отошли от Североморска, а через 5 часов вышли в открытое море. Сразу же справа показалась громадина — остров Кильдин.
Ветер усиливал волнение. Морская болезнь не заставила себя долго ждать, мне стало не по себе. Посматриваю на ZZ, который уже освоился и перестал задавать наивные вопросы, над которыми мы с экипажем посмеивались. Дима также почувствовал себя на волнах не очень уютно. И мы завалились спать. Я проснулся, когда мы подходили уже «под мотором» к восточной части острова Кильдин. Изза небольшой поломки яхты мы стоим на причале Кильдинзападный несколько часов! ZZ щурится на солнышке, как сытый кот. Я уже тоже вполне адаптировался. Проходим мимо красивейших мест. Скалы, камни, тундра в это время года в районе южного побережья Баренцева моря обалденной красоты! Поздно вечером на горизонте показалась группа островков под названием Вороньи Лудки, состоящая из четырех мелких и одного крупного высокого острова. Находятся они на расстоянии около 90 км от входа в Кольский залив на восток и 4 км от берега. При юговосточном ветре силой 35 м/с нам ничего не остается делать, как высаживаться на подветренную западную часть острова. С южной и восточной стороны есть отличные пляжные места высадки, но накат высотой 1,5 м не позволяет сойти на берег. Скала высотой 3040 м. У её подножия — маленькая площадка 1,5 x 0,5 м. Только туда может причалить тузик с яхты. За несколько рейсов при помощи экипажа перевезли все свои вещи и подняли на безопасную высоту. В северной части среди скал виднеется макушка маяка. Решаем разойтись и найти место для лагеря. ZZ по
шел в сторону маяка, а я — прямо. В центре острова обнаружил ровную площадку,

покрытую мягкой травой. Место обдувается ветром с южной стороны. А ветер, как известно, отгоняет комаров. ZZ сообщает, что развернуться около маяка нереально. Остров рассекает овраг — ущелье глубиной 20 м с очень крутыми склонами. По прямой
до маяка меньше 100 м. Это допускается маячной программой. Я быстро поставил AP8A, палатку, трансивер, завел агрегат, и вот —первое QSO с G0CTR на 14260. Слава Богу, все работает. Пошел помогать Диме разворачивать его палатку. Дима собирает Z10. Это не самая сложная конструкция, но собирается на заклёпки, которые в комплекте вместе с заклепочником! (Забегая вперед, скажу, что по окончании нам пришлось оставить немного бензина для того, что­бы ZZ дрелью, которую взял с собой, высверливал эти заклёпки при раз­борке!) Да, aнтенна неплохая, на­страивается легко, работает здоро­во, но её сборка и разборка — не экс­педиционный вариант. Все эти дейст­вия я заснял на видео с соответст­вующими комментариями, типа «ост­ровная камасутра» и т.п.

Проходя мимо, наблюдаю, как ZZ готовит колышки для оттяжек. Заме­чаю: «Дима, подложи доску или брев­но». Он работает топором на упоре. Завел бензоагрегат. Подходя к своей палатке, слышу крик. У ZZ топор со­скользнул и попал по колену. Зрели­ще не для слабонервных. «Ищи подо­рожник!» — кричит Дима. Это — мне. «Фиг ли у тебя такой острый топор?!» Это — тоже мне. Смешно, хоть в дан­ной ситуации и неуместно. Какой может быть подорожник на острове в Баренцевом море, и какой должен быть топор? Гашу его панику. Спир­том промываю, обходимся народны­ми средствами. Все нормально, ZZ жить будет, но передвигаться для не­го теперь — проблема.

New One по RR-0319 IOTA EU-82 по WLH 0927 — очень интересно для всех.

Сам остров почти круглый, в диа­метре около 800 м. Беспорядочное
нагромождение камней, скалы высо­той до 100 м. Тундра. Очень много «золотого корня» (родиолы розовой). Птицы сидят в гнёздах. Вообще много птиц и только что вылупившихся птен­цов. Местность труднопроходимая, кроме ровной площадки посередине острова, где мы и разместились.

Вахты установили 4 через 4. Мою палатку превращаем в «отсып­ную» и работаем из Диминой. Про­ход отличный! Станции Ю. Америки и США идут очень громко практиче­ски круглые сутки. Темп работы до­ходит до 200 QSO час, при этом мы работали без усилителя на вертикал (Z10). Дима мог передвигаться толь­ко от палатки до палатки, а я в сво­бодное время с фотоаппаратом и видеокамерой ходил на высшую точку острова, откуда наблюдал ях­ту «Вега», стоящую на якоре у побе­режья. Был и на маяке, построенном в 1966 г. Он полностью деревянный. Его конструкция высотой с 3-этаж­ный дом выполнена из толстых брусьев и досок.

4 ИЮЛЯ

Утром я, к нашему «восторгу», обнаруживаю, что бензина у нас ос­талось на 2-3 часа работы. Оказыва­
ется, перепутаны канистры. Зелёная с бензином осталась на яхте, а дру­гая зелёная с соляркой — с нами. Все отчаянные попытки связаться с яхтой на УКВ не удались. Решаем дорабатывать до упора, оставив бен­зин для разборки ANT. Так или ина­че, вечером яхта по договорённости должна подойти. Доработав «до упо­ра», решаем сворачиваться, и мне предстоит таскать всё к берегу. Про­цедура та же, что и при высадке на остров.

Загрузка на яхту — это целая эпопея, которая, наверное, забрала у меня несколько лет жизни! Единст­венное, что было смешно и грустно наблюдать — это эвакуация «Костя­ной ноги» всем экипажем яхты со скалы на тузик, а потом на яхту. Жаль, что этот момент не удалось снять на видео. Я был не в состоянии пошевелить даже пальцем. Когда на борту яхты мы всё уложили, команда нас пригласила за стол. Это надо бы­ло видеть! Рыба — самая разнооб­разная, крабы, бутерброды с икрой — это только из деликатесов. После тушенки и «Доширака» — кайф!

После ужина я и ZZ упали сразу же в койки. Разбудили меня оживлённые, громкие разговоры на УКВ. Оказыва­ется, мы с попутным ветром добежали до Кильдина-восточного. И тут «прям из недр морских» почти у нас по курсу поднялась подводная лодка. Оказывается, идут очередные учения, а наша яхта мешает. Капитан всех по радио успокоил. Мол, яхта деревян­ная, и при столкновении мы ущерба никому не причиним. Всё засняв на видео, я уселся пить чай. ZZ проснулся, похромал из каюты и почти мгновенно вернулся за видеокамерой. Я, боясь, что он повредит и вторую ногу, успо­коил его: все уже запечатлено.

5 ИЮЛЯ

Кильдин-западный встретил нас теплым и солнечным утром 5 июля. У пирса — машина с кунгом — нас встречают, т.к. были предупреждены о гостях.

Остров Кильдин… О нём много написано. Я был на нём несколько раз и проходил мимо. Все ассоциации были связаны с плохой погодой. Но сейчас!!! Жарко. Такое впервые. Пост наблюдения находится на самой за­падной точке острова на высоте 260 м над уровнем моря. Нас тепло встретили и, из-за нехватки бензи­на, в качестве транспорта предложи­ли что-то вроде бронетранспортёра на гусеницах (МТЛБ). Теперь наша цель — Кильдин-северный, где нахо­дится маяк.

В 2002 г. Дима работал оттуда, но его активность тогда не зачлась, т.к. все фотографии не получились. Его пребыванию на острове я лично сви­детель. Вместе с ним забирали плёнки с проявки.

На острове нам выделили двух матросов, водителя и помощника. Бросили два матраца на броню, что­бы было мягко. И отправились по тундре на север мимо всей этой раз­рухи: пушек, башенных орудий, раз­битой техники, самолетов, ракетных шахт. Ощущения не передать словами. По дороге наш аппарат на гусеницах сломался, и мне, как автомеханику, пришлось его ремонтировать. Благо, поломка была небольшая. Даже ес­ли бы не починил, уверен, что все вещи, аппаратуру перетаскал бы на себе то оставшееся около километ­ра расстояние, чего бы мне это ни стоило.

Проход обалденный! Станции Ю. Америки, США, Японии дают 59+40. А 3-й и 4-й районы России еле вытас­киваем. Информация о том, что мы на другом острове, уже прошла. Зо­вет столько станций, что приходится работать на разнесенных частотах.

Я поражаюсь! Сколько с EU-82 с о. Кильдин проведено связей, но да­же сейчас очень много слышу «Thanks for new one EU-82». Диме все еще трудно передвигаться, но, хоть и с трудом, он поднимается на площадку маяка, где нас фотогра­фируют вместе. Есть New One WLH- 1196!

7 ИЮЛЯ

Пролетают двое суток. В моём аппаратном журнале более 2-х ты­сяч QSO, у Димы чуть меньше. Ин­тересуемся о попутной «лошади» на Североморск. По плану вечером 7 ию­
ля будет проходящий катер. Перед отъездом закатываем прощальный банкет с «аборигенами».

Опять изы­сканное угощение: дичь, рыба крас­ная во всех видах и., конечно же, крабы. Но, увы, таких изысков мно­го не съешь. Поневоле вспомина­ешь «Белое солнце пустыни» и кры­латое Верещагина: «Опять эта про­клятая икра». В нашем случае — крабы. А крабов мы наелись досыта ещё на яхте.

8 ИЮЛЯ

4 часа утра. Североморск. При­чал № 1. Мы договорились, что нас довезут до дома на микроавтобусе, но — опять все таскать!!!

ZZ делает две ходки с чем-то не очень тяжёлым, морщась мужест­венно. Кричу: «Не надо! У нас всё ещё впереди, еще натаскаемся!». На одном дыхании в несколько хо­док всё гружу в микроавтобус, а по­том от подъезда — на второй этаж. Всё! Мыться и спать. И черт с тем, что опять отключена горячая вода. Главное — есть вода, пусть и холод­ная.

Вечером этого же дня едем с Ди­мой к его приятелям по поводу про­пуска в Лиинахамари. Маленький банкет и коллективные заверения, что завтра всё будет о’кей. На сле­дующий день — опять те же самые заверения. И так продолжается до 10 июля. 10-го мы по другому кана­лу узнаем, что попасть туда именно в эти дни практически невозможно. Надо ждать неделю. Там напряжен­ная обстановка. Плюс ко всему я ка­ждый день звоню домой по несколь­ко раз — у моей матери плохо с сердцем.

11 ИЮЛЯ

Утром, осознав, что на Айновские острова нам не попасть, я посмотрел с балкона Диминой квартиры на о. Б. Грязный RR-0318 и спросил, можем ли мы туда попасть. Ответ: «Легко!»

RW1ZZ, наверное, устроился удачнее, можно сказать, прекраснее из всех «Русских Робинзонов». Дом стоит на берегу Кольского залива, а через 1,5 км — о. Б. Грязный как на ладони. Он там уже был много раз, и сейчас его товарищ за два рейса на резиновой лодке нас туда пере­правил. Островок 300 м в ширину и 700 м в длину — скала, поросшая кустарником. В северной части стоит своеобразный памятник на поста­менте — самолет БЕ-6. Жаль, что его «островная фазенда» больше не бу­дет использоваться — сам-то он де­лает QSY!

Ставим AP8A, одну палатку — и мы опять в эфире. Но! Кто был в экспе­дициях на Севере, встречался с от­сутствием прохождения. На 20 м я насчитал всего 5 станций CW и SSB!!! И это вечером в 17:00 GMT. На 40, 30 м вообще тихо. Но все рав­но CQ, CQ… И только, видимо, за счет направленных антенн станции Европы и России пробиваются. А состояние эфира таково, что 5-10 минут кого-то слышно, потом 15-20 «CQ, CQ» впустую. Дима, видя такую картину, отметил это с лодочником и зава­лился спать, а я честно пытался ра­ботать всю ночь. Утром в 02:20 диа­пазон 20 м приоткрылся на 15 минут, и в журнале появилось с десяток станций Ю. Америки и США. Дальше — вообще мрак.

В итоге: чуть больше 500 QSO. Посовещавшись, решили сделать QSY с острова. Лодочник очень бы­стро перевёз нас на берег.

Я, разрываясь между желанием на следующий день попутным кате­ром отправиться на остров Харлов EU-161 и сыновним долгом, вечером отправляюсь поездом на Вологду. А там Алексей RA1QY на своём авто рано-рано утром меня встречает и привозит домой в Череповец.

В итоге: мы выиграли в количест­ве, но потеряли в качестве. Всего почти 9000 QSO. Если бы не меняли план, то посетили бы Айновские и не побывали бы на Вороньих Лудках. Хотя Айновские были бы интереснее.

Далее повествовать будет Дима RW1ZZ/P о своей поездке на остров Харлов EU-161 RR-0302 New One wlh 0640.

Я от своего имени и от имени Ди­мы RW1ZZ хочу поблагодарить завод «БРИЗ», UA1QE, RA1QY, ENA XYL G3OLY. Экипаж и капитана яхты «Вега» Василия Антонова, RU3DX, RZ3GE, всех, кто постоянно «спо- тил» нас, всех, кто помогал.

Уже сейчас, по написанию этой статьи, QSL-карточки заказаны и скоро будут напечатаны. Я прошу всех за эту экспедицию, за связи с RW1ZZ/P и RA1QQ/1 карточки при­сылать по адресу: 162611, г. Черепо­вец, а/я 24, Смердову Н.А. mail: ra1qq@cherepovets.ru. 73! До встре­чи с новых островов!

Николай RA1QQ EU-82, EU-160, EU-161, EU-147, EU-119, AS-22

  1. P. S. А карта Айновских островов до сих пор висит передо мной!

Сделан CD-фильм. Интересую­щиеся, обращайтесь.

Прошло несколько дней и мы по­лучили письмо от Димтрия RW1ZZ, участника этой же экспедиции.

Харловская робинзонада, 1993 г. … Первая настоящая экспедиция то­гда ещё только что появившегося клуба «Русский Робинзон» (RW3GW, RV3GW, RW1ZZ) на NEW ONE (EU- 161). Р^-up, островная природа, пер­вое знакомство с импортной техникой (TS-50S), прекрасные люди, море гос­теприимства, ощущение настоящего эфира и востребованности команды в нём. Об этом вспоминалось не раз.

Проводив RA1QQ, я чувствовал не­которую неудовлетворённость от не­законченного островного «дембель- ского аккорда»-2004. Предпринял еще одну попытку добраться до Ай- новых островов — безуспешно. Имея неделю свободного времени, я ре­шил посетить так памятный мне по той экспедиции остров Харлов.

По своим каналам узнал, что как раз на неделе идет катер на мыс Чёрный и обратно через Харлов. Не­разумно было бы упускать такую возможность.

14 ИЮЛЯ

Катер дошел до Харлова менее чем за полсуток, и в 21 МСК я вновь ступил на его крутой берег. Остров встретил сильным туманом, а воен­ные — очень радушно, командир выделил в помощь нескольких матросов, без которых с моей пораненной «костяной ногой» было бы тяжело.

Все как тогда, в 93-м, но… На месте нашего тогдашнего жилища (дома-продсклада Ев­гения Матвеенко) — следы по­жарища, да и гордость Харлова — механический подъемник — из-за износа не работает, ко­манда (кубрик) перенесена чуть повыше, к мостику, а в ос­тальном — вроде всё также.

Быстренько совместно с по­мощниками подняли провизию, растянули между мачтами 2 EL YAGI на 20 м с переключением восток-запад на небольшой высоте (метров шесть). Раз­местился на мостике, рядом с дежурным сигнальщиком, про­верил КСВ, QRM — норма.

Маяк находится буквально в 20 м от мостика. Это — NEW ONE LH-0640. Деревянный, вы­сота около 7 м. Световые огни используются при наступлении тёмного времени года, летом он «молчит». Установлен в 60-х гг. Конечно, требует ремонта, при посещении его сейчас надо соблюдать осторожность. Вспо­минаю: почему-то маяк в 93-м мне не запомнился. Он не пред­ставлял для нас интереса — программа WLH тогда ещё не была мне знакома.

Как назло, именно в этот пе­риод штатного электропитания острова от дизелей не было (из- за утечки топлива из цистерны), использовался АБ-4, и то с пе­рерывами. По этой причине много неудобств: даже пищу готовить для матросов прихо­дилось на открытом огне на улице. Прикинули — мощности АБ-4 для работы с РА должно хватить. Но.

В 2316 МСК — первое QSO c F5VCR. После 5-7 минут рабо­ты дизелист взмолился: «АБ-4 не выдерживает!». Попробовал без РА — отвечают нормально, правда, при местном напряже­нии в 180-190 вольт самодель­ный блок питания позволяет выдавать FT-890 всего 60 ватт, но дизелист молчит. Ладно, пойдёт!

Прохождение «волнами»: то есть малость, то совсем ниче­го. До 02 МСК удались всего 110 QSO. Решил поспать.

15 ИЮЛЯ

До 06 МСК на диапазоне бы­ло лишь несколько станций, от­вечали неохотно. Как местный гремел V31LZ — на 59 + 10. Бо­лее-менее станции появились к 08 МСК. Вот, спасибо, помог­ли ребята — закинули информа­цию в DX кластер, работать ста­ло повеселее! Чередуя в такт прохождению работу в эфире, осмотр и съёмку острова, а так­же периодически справляясь о местонахождении катера, не заметил, как быстро пролетело время.

Погода в этом году, как нико­гда, — теплая, ясная, хоть заго­рай! В 93-м мы все промёрзли: было в среднем градусов восемь, остальное добавляли сами.

Остров Харлов — самый большой из «семи островов» Кандалакшского заповедника, расположен в 170 км к востоку (по побережью) от входа в Кольский залив. Сам остров небольшой, где-то 4 на 2 км, вы­сота до 60 м. Здесь и военные, и метеорологи, и орнитологи. В середине, внизу — небольшое озеро. Восточная часть остро­ва — птичий заповедник, и ту­да не пускают. Как и на боль­шинстве островов прибрежной зоны Баренцева моря, видны следы укреплений времен вой­ны: огневые точки, окопы, блин­дажи. До берега (поселка Хар- ловка) — около 3 км. Любуюсь дельтой реки Харловка — сейчас там зона отдыха рыболовов из-за границы, любителей ловли семги

  • «жемчужины северных рек».

В 17 МСК сигнальщик доло­жил, что катер будет к 20 МСК. Уже пора собираться! За полчаса вся провизия в сумках, и мы спус­каемся к причалу. Давайте, ребя­та, удачи вам! В 21 МСК 15 июля с кормы катера снимаю на каме­ру удаляющийся остров…

В итоге за 11 часов «чистой» работы — 1041 QSO на 20 м. Очень хорошо отвечали W, JA,OC. Кроме связей с ЮТА-вца- ми запомнились QSO с HP2CWB, HP1BYS, NL7G, CU3AA, CU3AK, TF8GX/1, YB5QZ, 9V1RH. Вооб­ще для 60 ватт при таком прохож­дении — неплохо.

Fie удержался и взял с собой на память кусочек харловского LFH — отвалившуюся от сильных ветров с вершины маяка латун­ную букву «Е». Чтоб ещё раз ко­гда-нибудь побывать здесь…

Большое спасибо всем ребя­там с острова Харлов за теплый прием и помощь в работе мини­экспедиции, а их начальникам

  • за «добро» на ее проведение. До новых встреч!

Пишу эти строки уже на но­вом месте жительства — в горо­де Липецке. Северные острова отсюда кажутся далекими, почти недосягаемыми…

За все мои экспедиции 2004 г., пожалуйста, QSL via RA1QQ.

P.S. А все ж смотрю на Айновы острова… на карте… часто…

Добавить комментарий