АВИАЦИОННЫЙ ЛАМПОВЫЙ РАДИОПРИЁМНИК УС-9 «СОЛОВЕЙ»

Музей радио
В.И. Шапкин, учредитель, текст
Д.Н. Гурьянов, главный научный сотрудник, фото

Связное радиооборудование, устанавливаемое на самолётах с самого начала его практического применения в авиации России (1914 г.), было, за немногим исключением, комплектным и состояло из диапазонно- и частотно-связанных радиопередатчика и радиоприёмника, не имевшими по отдельности самостоятельного значения. Общая скудость экономики СССР довоенного времени не могла себе позволить иметь функционально различное радиооборудование для каждого типа летательных аппаратов, и по своему назначению оно делилось на две группы: для тяжёлых самолётов — бомбардировочная и транспортная авиация дальнего действия, и лёгких — истребительная с максимальной унификацией в каждой группе.

Универсальный самолётный радиоприёмник для тяжёлой авиации типа «УС» с очевидной аббревиатурой в названии, по схемной и компоновочной основе являлся типичным американцем довоенного времени. Радиоприёмники такого типа разрабатывались «RCA» для подвижных объектов, и широко применялись в автомобилях; аналогичный был заказан для легкового автомобиля ЗИС-101. Возможно, в рамках этого заказа в «RCA» была выполнена разработка «УС». Он выпускался в СССР серийно с 1938 по 1955 гг., последняя модификация «УСП», отличавшаяся типом лампы в преобразовательном каскаде, поступила на вооружение в 1948 году. «УС» был массовым профессиональным радиоприёмником во всех видах Вооружённых сил и народном хозяйстве того времени (под шифром «ПР-4»), а по радиотехнической любви не уступал широко известному Р-250.

Тем не менее, знакомство во время войны с американским авиационным ленд-лизовским радиоприёмником ВС-348 со всей очевидностью показало, каким тактико-техническим требованиям должен удовлетворять современный универсальный авиационный радиоприёмник. Он был разработан «RCA» в 1938 году по контракту с Министерством обороны США для бомбардировщика В-17 под индексом ВС-224, и являлся одним из лучших, если не самым лучшим авиационным связным радиоприёмником в мире. ВС-348 представлял собой незначительно изменённую модель военного времени, производился фирмой «Belmont Radio Corp» в Чикаго (и иными фирмами, подключенными к военному радиопроизводству), и был принят как базовый компонент (Вasic Сomponent) авиационного радиовооружения ВВС США, в том числе им была вооружена легендарная летающая сверхкрепость — стратегический бомбардировщик В-29 «Superfortress». Государственный комитет обороны под председательством И. В. Сталина 6 июня 1945 года принял решение о копировании В-29. Среди авиационных специалистов и историков распространено мнение о том, что копирование В-29 в СССР осуществлялось в рамках ядерного вооружения — это не так, поскольку в то время Сталин ещё не осознавал стратегическое значение атомной бомбы, а её объёмно-массовые параметры в СССР были неизвестны. У неспециалистов это вызовет естественное предположение о гениальном предвидении вождя, что то же не так, поскольку Сталин готовился к новой войне без атомной бомбы, с довоенным ВС-348.

DCF 1.0

Для радиооборудования ТУ-4 (так был обозначен советский аналог) за основу взят комплект из авиационного радиоприёмника ВС-348 и радиопередатчика AN/ART-13 под общим наименованием радиостанции I-РСБ-70, её поздний, незначительно модернизированный вариант, известен как Р-807 «Дунай». Радиоприёмник получил довоенный индекс УС-9 и кодовое наименование «Соловей», последнее применялось на стадии изготовления конструкторско-технологической документации. Нельзя не отметить мистическую подоплёку русского слова соловей, которое в английской интерпретации (solo way) обозначает единственный путь и, конечно, использовано случайно. Выбранная стратегия на копирование радиоприёмника была единственно возможной в тех экономических условиях послевоенного времени и, кроме того, для комплектования первой партии ТУ-4 (первый ТУ-4 под индексом Б-4 взлетел 19 мая 1947 года), имелся достаточный запас ВС-348 на складском хранении, полученными по ленд-лизу. В технологическом отношении ВС-348 для радиопромышленности не представлял особенной сложности, значительно уступая по этому показателю радиоприёмникам типа «Крот» и Р-250.

DCF 1.0

Изготовление конструкторско-технологической документации и последующий серийный выпуск осуществлялись на заводе №326 в г. Горький, известного с довоенного времени как завод им. М. В. Фрунзе, специализировавшегося на радиоизмерительной аппаратуре. Выбор предприятия был вполне логичен, поскольку имевшееся оборудование и кадры, а так же то обстоятельство, что завод не был разорён эвакуацией, позволяли выполнить поставленное задание. Подготовительная работа проведена в ЦКБ №326, организованного в августе 1946 года на базе ОГК завода, изготовление документации начато до образования последнего. Ответственные исполнители Л. И. Крутиков, В. В. Карпов. Советский аналог УС-9 являлся абсолютно точной копией ВС-348, за исключением резьбового стандарта крепёжных изделий, он был переведён с американского дюймового на советский метрический. Впрочем, это единственное отступление (наряду с шильдиками и русскоязычными надписями), но санкционированное Сталиным по самолёту в целом — и даже головки крепёжных винтов сохранены приплюснутые, как в американском прототипе, а не сферические, как в СССР. Параллельно велись работы по копированию американского волномера ВС-221. Конструкторская документация передана в производство в конце 1946 года, но полномасштабный серийный выпуск начался в 1948 году и продолжался по 1980 год. В последующем, до 1987 года продолжался выпуск небольших серий и отдельных экземпляров по заказу, настолько радиоприёмник был популярен. От Управления заказов и приёмки серийной авиационной техники ВВС (ГУЗ и ПСАТ — начальник сталинский сокол генерал С. А. Данилин) приёмку первых серий осуществлял А. И. Брыляков. На март 1952 года выпущено 2.803 изделия, на 31 июля 1958 года 14.439 изделий, на ноябрь 1976 года 39.941 изделие, а всего было изготовлено свыше 50.000 изделий. Рассекречен в 1955 году.

Радиоприёмник предназначался для приёма ТЛГ и АМ ТЛФ сигналов. Общий диапазон принимаемых частот от 200 кГц до 18 МГц, разбит с промежутком на 6 поддиапазонов:

  1. 200-500 кГц.
  2. 1,5-3,5 МГц.
  3. 3,5-6,0 МГц.
  4. 6,0-9,5 МГц.
  5. 9,5-13,5 МГц.
  6. 13,5-18,0 МГц.

Чувствительность радиоприёмника декларированная в ТЛГ не хуже 3 мкВ (на первом поддиапазоне 6 мкВ), в ТЛФ 7 и 15 мкВ соответственно. Реальная чувствительность в ТЛГ 1,5-2,5 мкВ, в ТЛФ 3-5 мкВ. Избирательность не декларирована, но соответствует РПУ 2 класса типа Р-251. Приёмник довольно стабилен в работе, после получасового самопрогрева в помещении уход частоты не превышает 1,5 кГц. Выход рассчитан на работу двух пар головных телефонов. Габариты с выступающими частями 245х460х270, вес 18 кг. Радиоприёмник установлен на амортизационной раме с амортизаторами типа «Lord».

По электрической схеме УС-9 является супергетеродином с одинарным преобразованием частоты и блок-схемой: двухкаскадный УВЧ, преобразователь с отдельным гетеродином, трёхкаскадный УПЧ, система АРУ, детектор, совмещённый с УПЧ2, второй гетеродин (на лампе 6Ф7) для приёма телеграфных работ, однокаскадный УНЧ. Всего в схеме задействовано 8 ламп металлической серии, по электрической сложности он соответствовал бытовому довоенному радиоприёмнику 9 Т «RCA», выпускавшемуся в СССР по лицензии под наименованием «СВД». Комментировать схемное решение не имеет смысла — это классика профессиональной ламповой приёмной техники. Единственной схемной особенностью является выбор ПЧ в 915 кГц. Избирательность радиоприёмника при этом несколько ухудшалась, но показатели стабильности улучшались, и снижался эффект дробления частот гетеродина, опасный для работы при повышенной механической вибрации. Более высокая ПЧ улучшала частотные характеристики по НЧ, а сужение полосы пропускания для повышения избирательности при приёме ТЛГ обеспечивалось кварцевым фильтром в первом каскаде УПЧ. Всё это, вместе взятое, свидетельстует о высшем радиотехническом пилотаже конструкторской группы «RCA».

Одним из самых примечательных особенностей УС-9 было его массо-объёмное авиационное решение. Радиоприёмник имеет лёгкую литую алюминиевую раму шасси, на которой компактно, но не скученно, укреплены сверху и снизу функционально и конструктивно самостоятельные блоки, выполненные на штампованных каркасах. Сверху слева сзади размещена плата с умформером питания, спереди слева блок УПЧ, детекторов и УНЧ, в центре шкально-верньерное устройство с механизмом переключения поддиапазонов, справа сзади контурные блоки катушек, спереди блок УВЧ с тремя восхитительно наклонёнными под углом лампами, не модно, а по условиям компоновочного решения — даже в Германии переняли это решение в довоенном бытовом суперприёмнике «Transmare-40» фирмы «Коrting», правда, с сомнительными основаниями по конструкторской необходимости. Под рамой слева четырёхсекционный блок КПЕ, сзади контура с галетным переключателем поддиапазонов, справа основной монтаж. Всё конструкторское решение идёт через максимальное уменьшение и облегчение общей конструкции с высокими требованиями по механической стойкости. Механика кажется несколько ужесточённой, но в то же время элегантная и лёгкая по кинематической схеме. Очень широко применена штамповка, приёмник исключительно рационален по технологии сборки. Не случайно изделие крутых парней из Кэмдена и Чикаго в военное время отправило всех своих соперников в нокдаун на мировом авиационном радиоконструкторском ринге.

Дизайнерское решение УС-9 характерно для американских профессионалов предвоенного времени. Округлая, суженная книзу шкала настройки с перемежающимися по высоте дугами шкальных поддиапазонных прорезей с висящей, радиально структурированной ручкой переключателя поддиапазонов, напоминает грозовое, пересечённое разрядами облако, но уже облегчённое частью выпавших осадков в виде крупных градин одинаковых по форме ручек управления в нижней части лицевой панели. Ещё осталась воздушная болтанка благодаря общей несимметрии, но протяжённая в горизонтальной плоскости передняя панель диктует продолжение полёта. Общий чёрный тон с контрастом крупных фосфоресцирующих надписей заставляет радиста-оператора быть внимательным и сосредоточенным.

DCF 1.0

Качество сборки было хорошим, а в последующих выпусках за счёт использования мелких комплектующих более высокого качества, электрические и эксплуатационные характеристики были даже лучше, чем у своего старшего по времени появления однояйцевого близнеца. С этим никогда не соглашались и не соглашаются сегодня, теперь уже малочисленные в связи с возрастом, американофилы радисты и радиолюбители; для них ни при каких обстоятельствах советская приёмная техника не могла быть не только лучше американской прародительницы, но даже быть равной. На аргумент о неудержимом технологическом росте во времени, возникал контраргумент — о качестве фирменных американских ламп, отвести который было затруднительно. Металлический триод-пентод 6F7, нигде не применявшийся, кроме как в УС-9, освоить не удалось: он заменялся стеклянным суррогатом советского производства 6Ф7. Радиоприёмник для военной техники был относительно недорогим, его стоимость составляла около 5.000 рублей в ценах начала 50х годов. Среднегодовой процент рекламаций был менее 0,1%.

УС-9 был в числе ламповой радиоприёмной аппаратуры, подвергнувшейся воздействию взрыва первой советской атомной бомбы под Семипалатинском в 1949 году. После воздействия радиоактивного излучения он работал без замечаний. УС-9 до появления авиационного радиоприёмника РПС был единственным самолётным КВ радиоприёмником для всей дальней бомбардировочной (АДД) и транспортной авиации. Он использовался на самолётах КБ О. К. Антонова, Г. М. Бериева, С. В. Ильюшина, В. М. Мясищева, А. Н. Туполева. Его лётной карьере нисколько не помешали более поздние и совершенные РПС и УС-8. УС-9 получил не менее широкое распространение и на земле. Радиоприёмником комплектовались наземные пункты и узлы связи в ВВС и МГА, он использовался в ВМФ, Минморфлоте и Минречфлоте. Он самый используемый радиоприёмник в МГА до конца лампового периода. Он экспортировался в социалистические страны, Египет, Гвинею, Вьетнам, Индонезию, Кубу и ряд других стран. Всего на экспорт поставлено свыше 3.000 изделий. На самолётах «Аэрофлота» он бывал на исторической родине своего брата-близнеца ВС-348 в США, избегнув патентного скандала — отношения с «RCA» оставались взаимно корректными.

По длительности производства — с 1938 в США и с 1947 по 1987 гг. в СССР ВС-348 (УС-9) наиболее длительно выпускавшееся радиотехническое изделие ХХ века в мире. Это абсолютный рекорд для внесения в техническую книгу Гиннеса.

В СССР не было ни одного пилота, штурмана, а тем более радиста или уважающего себя радиолюбителя-коротковолновика, которые бы не знали УС-9. В 80-х годах его стоимость среди радиолюбителей составляла около 100 руб. Но его американский близнец ВС-348 стоил подороже, 150-200 руб. Историческая ниша УС-9 (в неё входили РПС и УС-8) заполнилась твердотельным РПУ Р-876 «Призма» и КВ радиостанциями «Карат» и «Микрон». УС-9 не яляется коллекционноредким приёмником. Известны следующие, незначительно изменённые модификации:

  1. УС-9, выпуск до 1950 года. Точная копия лицевой панели ВС-348, американские ленд-лизовские лампы. Достоверных сведений о сохранности хотя бы одного экземпляра нет. Редкий вариант.
  2. УС-9, второй вариант, выпуск 1950 — 1952 гг.Видоизменённые ручки управления, дополнительные парные гнёзда головных телефонов советского стандарта (вилкой) слева вверху — телефонная гарнитура с американскими «джеками» в СССР не выпускалась, а поставленные из США ленд-лизовские телефоны закончились. Введено гнездо предохранителя справа вверху. Редкий вариант.
  3. УС-9, третий вариант, выпуск после 1952 года. Дополнительные гнёзда телефонов убраны. Справа внизу на месте нижнего американского «джека» парный телефонный разъём советского стандарта.
  4. УС-9, четвёртый вариант. Выпуск после 1954 года. В блоке УВЧ вместо неонового стабилизатора анодного напряжения 1 гетеродина введён электронный стабилизатор напряжения СГ2С, внешне воспринимаемый как дополнительный каскад.
  5. УС-9, вариант после 28 июня 1958 года. Лампа 6С5 в схеме 1 гетеродина заменена лампой 6Ж8 в триодном включении.
  6. УС-9, вариант после 1960 года. Вместо лампы 6Ф7 используется триод-пентод пальчиковой серии 6Ф1П.
  7. УС-9В, вариант со встроенным блоком питания от сети переменного тока 50 Гц, размещённым на месте умформера.
  8. УС-9В, позднейший вариант с верньером от радиоприёмника РПС. Вероятно, модифицировался на ремонтном предприятии МГА, с базовой основой завода им. М.В. Фрунзе.
  9. УС-9ДМ, вариант с дистанционным управлением. Спереди дополнительная съёмная панель с сельсин-приёмником и исполнительным электродвигателем.
  10. УС-9МШ, вариант для работы с секционированной шлейфовой антенной. Исключен длинноволновый диапазон 200 — 500 кГц. Редкий вариант.

Сегодня коллекционная стоимость различных вариантов УС-9 в России от $30 до $100 CША, в зависимости от технического состояния. Редкие варианты, в том числе выпущенные до 1950 года, оцениваются до $200.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *