12 декабря 1901 года Гульельмо Маркони передал первый радиосигнал через Атлантический океан

СЕРГЕЙ БУДЯК
Санкт-Петербург

Возможность трансатлантической передачи радиосигнала была в то время чем-то неслыханным, поэтому Маркони пришлось несколько раз убеждать мир в том, что передача и получение радиосигнала на столь дальние расстояния действительно осуществима.

В начале XX века маркиз Гульельмо Маркони, итальянский техник, считающийся изобретателем первого устройства для радиосообщения на больших расстояниях, стал исследовать вопрос о передаче радиосигнала через Атлантический океан, в частности, для того, чтобы покончить с обременительными трансатлантическими телеграфными кабелями, проложенными на дне Атлантики и соединяющие Европу и Северную Америку. В 1901 году в Ирландии он организовал станцию для беспроводной передачи сигнала, чтобы вначале опробовать дистанционное сообщение между Англией и Ирландией, что завершилось успехом.

3 маркони.jpg

12 декабря 1901 года Маркони публично сообщил, что сигнал, отправленный им с его новой станции высокой мощности на юго-западе Англии, был получен при помощи 150-метровой антенны другой станцией, находящейся на острове Ньюфаундленд. Расстояние между двумя пунктами составляло более 3,5 тыс. км.

Это событие немедленно назвали великим научным прорывом, однако скептики, как всегда, нашлись. Действительно, точная длина использованной волны до сих пор остается неизвестной, но ясно, что ее значение равнялось приблизительно 350 м, а частота — примерно 850 кГц. Кроме того, передача этого сигнала осуществлялась в дневное время суток, когда весь путь сигнала пролегает под солнечными лучами. В наше время известно то, чего не знал тогда Маркони,— что его выбор времени для отправки сигнала был самым неудачным. При таких параметрах радиоволны передача сигнала на столь большое расстояние и в это время суток была практически невозможна. Тем не менее станция на Ньюфаундленде зафиксировала слабый и спорадический сигнал из трех щелчков, обозначающий в азбуке Морзе букву «S», впрочем, никакого независимого подтверждения этого факта не было, а передачу было трудно отличить от обыкновенных атмосферных шумов, согласно техническому отчету сотрудника станции. Забавно, что Маркони был с самого начала уверен в успехе передачи, поскольку верил, что радиосигналы могут беспрепятственно проходить через грунт, то есть и сквозь само тело планеты, что гипотетически позволяет посылать сигнал на громадные расстояния.

4маркони.jpg

Все эти скептические замечания подтолкнули Маркони на повторный эксперимент, который был бы лучше организован и документирован. В феврале 1902 года он отплыл из Великобритании в направлении Северной Америки и регулярно, тщательно записывал сигналы со своей станции на юго-западе Англии. Эксперимент прошел успешно: сигнал передавался на расстояниях более 2,5 тыс. м, причем лучшие результаты были получены именно ночью. Сигнал, отправленный в дневное время, мог быть получен на расстоянии не более 1100 км — значительно меньше, чем расстояние до Ньюфаундленда. Таким образом, и этот эксперимент не мог подтвердить заявление, которое сделал Маркони ранее. Пусть испытания и завершились успехом, показавшим всему миру, что радиосигнал можно посылать за сотни километров и рассчитывать на то, что он достигнет цели, ведь многие ученые в то время полагали, что радиосигнал возможно передать только на дистанции прямой видимости.

5маркони.jpg

Настоящая и несомненная трансатлантическая передача состоялась 17 декабря 1902, после чего Маркони стал активно развивать инфраструктуру радиосвязи по обе стороны океана, чтобы экономически и хронологически обставить конкурентов.

В 1912 году Маркони мог бы стать одним из пассажиров «Титаника», но отправился в том же направлении, что и он, на другом корабле тремя днями ранее. Выжившие после крушения «Титаника» пассажиры вместе со всем миром благодарили Маркони за его спасительное изобретение, ведь если бы не оно, корабль «Карпатия», находившийся поблизости, не принял бы сигнал бедствия и погибли бы все пассажиры «Титаника».

Петр Харатьян

По материалам КОММЕРСАНТ

Добавить комментарий