ЛЕГЕНДАРНЫЙ Т-2 ЛЕНИНГРАД

Р.Ю. Иванюшкин, к.т.н., МТУСИ

Этой статьей мы начинаем рассказ об одной из наиболее интересных разработок среди пионеров отечественного телевидения. Начиная с 1946 года, отечественное телевизионное вещание начинает переход на стандарт разложения в 625 строк, что позволило существенно улучшить качество воспроизведения передаваемых программ. Разумеется, с введением нового стандарта потребовалась и разработка новых телевизионных приемников, тем более, что до Великой отечественной войны их было выпущено очень немного, и большинство из них к 1945 году было утрачено.
Первенцами среди послевоенных разработок стали телевизоры Т-1 Москвич и Т-1 Ленинград. Оба этих телеприемника предусматривали как старый стандарт разложения (343 строки для Московского телецентра и 441 (взамен еще более старого 240) строка для Ленинградского), так и новый в 625 строк. Однако, их конструктивные и схемные решения были далеко не самыми оптимальными и подчас устаревшими. Эти телеприемники поддерживали работу только на первом телевизионном канале, имели очень низкую чувствительность, были крайне неудобны в эксплуатации, ненадежны в работе и, наконец, были очень дорогими. Поэтому было принято решение о создании относительно недорого простого массового телеприемника. Таковым суждено было стать знаменитому КВН-49, первые образцы которого сошли с конвейеров в конце 1948 года. Мы уже рассказывали об этом поистине эпохальном телеприемнике на страницах нашего журнала, и обязательно когда-нибудь снова к нему вернемся.
Однако, разработка и массовый выпуск телевизора КВН-49 не решали всех проблем развития и широкого внедрения телевизионного вещания в нашей стране. Поэтому наряду с наращиванием выпуска недорогого «народного» КВН-49, перед радиопромышленностью была поставлена и задача разработки более совершенного телеприемника и в первую очередь с большими размерами изображения. У телевизора КВН-49 и всех его предшественников использовался кинескоп круглой формы серии 18-ЛК, т.е. с диаметром экрана около 18 см. При таком экране, размеры изображения, ограниченного прямоугольной рамкой составляли 105 на 140 мм. При таких небольших размерах изображения какой-либо коллективный просмотр телепередач практически исключался. Однако, в те далекие годы купить телевизор мог позволить себе отнюдь не каждый, поэтому малыш КВН-49 умудрялись одновременно смотреть чуть ли не целыми подъездами. Для увеличения размеров изображения применялись специальные приставные линзы, заполнявшиеся «гремучей» смесью глицерина, дистиллированной воды и часто спирта. Линза позволяла увеличить размер изображения в 1,5 раза, однако при этом требовалось увеличить яркость свечения кинескопа почти вдвое, что существенно сокращало срок его службы. Кроме того, линза сильно искажала изображение — более менее правильная картинка наблюдалась только при нахождении телезрителя строго напротив экрана, а вот сидящие сбоку попадали в «королевство кривых зеркал».
В отличие от КВН-49 и более старых телеприемников, у Т-2 Ленинград, первые образцы которого появились в цехах Ленинградского завода имени Козицкого в конце 1949 года, размер изображения составлял уже 135х180 мм, для чего была применена боле современная телевизионная трубка (кинескоп) 23ЛК1Б с диаметром экрана в 23 см. Телевизор Т-2 отличался от своих предшественников не только большими размерами изображения. Прежде всего он заметно шагнул вперед в плане показателей качества — телевизор Т-2 обладал большей чувствительностью, что было в те годы крайне важным. Кроме того, в отличие от массового КВН-49, телевизор Т-2 задумывался разработчиками как аппарат более сложный и, естественно дорогостоящий. Предназначался он для людей зажиточных — купить его могли прежде всего знаменитости и чиновники. Также телевизор Т-2 предполагалось использовать для коллективного просмотра телепередач в различных учреждениях, клубах, домах культуры и т.п.

Разработчики телевизора Т-2 «Ленинград» явно постарались на славу — с конвейера сошел не телевизор, а целый комбайн! Да еще как аристократически оформленный! Не то, что «народный» КВН-49! Массивный деревянный ящик с грандиозной эмблемой и консолью, задрапированный спереди шикарной тканью, отделанный дорогим ореховым шпоном — он производил впечатление далеко не бытового радиоппарата — а элегантного предмета мебели, подчеркивающего своей строгостью всю суть послевоенной эпохи Сталина, во всем подчеркивающей свою мощь, грандиозность и излишнюю пофосность! За этим слепящим глаз монументальным корпусом, скрывается чудо инженерной мысли тех лет — уникальное сочетание трехканального телеприемника, радиовещательного приемника и приемника радиостанция с частотной модуляцией (ЧМ) в диапазоне УКВ. О последнем стоит сказать особо! Телевизор Т-2 был первым отечественным бытовым радиоаппаратом, где предусматривалась возможность приема УКВ радиостанций с ЧМ. Опытное радиовещание с ЧМ осуществлялось и ранее — в 1946 году на частотах близ первого телевизионного канала. Опытную радиовещательную станцию можно было принять телеприемником Т-1 Москвич. В телевизоре Т-2, прием радиовещательных станций с ЧМ осуществляется уже в привычном «отечественном» диапазоне УКВ-1. Только вот беда, ни в 1949-50, ни в 1951 году в СССР в этом диапазоне ни одной радиовещательной станции не работало! Появились они несколько позже! Таким образом в телевизоре Т-2 Ленинград была предусмотрена функция, использовать которую несколько лет было невозможно! На сегодняшний день это кажется парадоксом. Действительно, введение в телевизор дополнительных деталей для приема УКВ ЧМ радиовещания усложнило его и увеличило стоимость. Кто же тогда купит такой аппарат, в котором часть функций использовать на практике невозможно? Парадокс остается парадоксом для кого угодно, но только не для СССР начала 1950-х! Тогда покупателю все равно выбирать было не из чего: либо относительно недорогой простенький КВН-49, либо шикарный Т-2 Ленинград с этой бездействующей «нагрузкой». Тем не менее, через пару лет, когда в диапазоне УКВ началось вещание, владельцы телевизоров Т-2 по достоинству оценили его качество!
Обратимся более внимательно к «внешности» Т-2. Когда непосвященный человек видит этот грандиозный аппарат, он далеко не сразу догадывается, что это телевизионный приемник. Спереди ящик почти по всей площади затянут декоративной радиотканью. Половинки передней стенки разделяет черная коническая стойка, оформленная тремя хромированными стержнями, удерживающими витиеватую бронзовую надпись «Ленинград». Под этой надписью находится круглое изображение земного шара, опутанного радиоволнами, из которых складывается аббревиатура «Т2». Снизу под тканью на деревянной планки в ряд расположились шесть ручек управления, крайние из которых — двойные. Вверху корпуса на консоли расположилась металлическая фальш-панель весьма причудливой формы. На ней расположены две ручки и шесть кнопок управления радиовещательным приемником, шкала настройки для диапазона коротких волн, а также три индикаторные лампочки, показывающие положение переключателя рода работ аппарата. Вспомогательные органы управления, а также гнезда для подключения антенн и др., расположились на задней стенке аппарата, которая выполнена в виде декоративной решетки.
На передней стенке телевизора Т-2 Ленинград под левой половиной декоративной ткани расположен громкоговоритель, а под правой … — экран кинескопа! Т-2 Ленинград единственная и потому уникальная модель телевизора, где в перерывах между работой экран кинескопа задергивается шторкой! С этой целью изготавливалось две рамки, затянутые декоративной радиотканью. Одна из них укреплялась непосредственно на передней стенки ящика с левой стороны. Вторая же устанавливалась на направляющие салазки, проложенные вдоль всей передней стенки корпуса наподобие тех по которым движутся стекла на книжных полках. Это позволяло перемещать рамку с тканью относительно передней стенки. При работе аппарата в качестве радиовещательного приемника, а также в перерывах между работой, подвижная рамка с тканью (шторка) расположена перед экраном кинескопа. При приеме телевизионных передач, при помощи специальной ручки эта рамка сдвигается влево по направляющей, и оказывается между левой рамкой с тканью и громкоговорителем, отражательная доска которого закреплена несколько в глубине ящика — на небольшом расстоянии от внешней рамки с тканью. Направляющие салазки двойные — а одной направляющей установлена шторка, а на второй декоративная рамка, обрамляющая кинескоп, оформленная, как и сам ящик, ореховым шпоном. Эта рамка также может быть сдвинута в левую часть корпуса, открывая доступ к креплению кинескопа, который вынимается через переднюю стенку. Для исключения случайного доступа зрителей к этому креплению, рамка дополнительно закреплена с внутренней стороны корпуса шурупом, блокирующим ее движение по направляющим.
Управление аппаратом осуществляется при помощи ручек, расположенных в нижней части ящика, при помощи ручек и кнопок, расположенных на верхней консоли, а также при помощи дополнительных органов управления на задней стенке. На основной панели управления в нижней части передней стенки ящика расположены следующие ручки. Левая ручка двойная — малая является выключателем сети и регулятором громкости, а большая — регулятором тембра. Следом за ней расположены ручки регулировки фокусировки, изображения, его контрастности яркости. Затем следует ручка настройки телевизионных программ и приемника УКВ ЧМ радиовещательных станций. Последняя в этом ряду ручка (правая) конструктивно выполнена как двойная, однако и большая и малая ручки жестко закреплены на общей оси. Эта ручка предназначена для переключения рода работ аппарата. Три положения этой ручки, начиная с крайнего левого, служат для переключения телевизионных каналов (первого, второго и третьего). При переходе этой ручки с третьего в четвертое положение и обратно, обеспечивается выключение (включение) тракта изображения аппарата, блока разверток и телевизионной трубки (кинескопа). Четвертое положение этой ручки соответствует приему радиовещательных станций диапазона УКВ с ЧМ. Настройка этого приемника осуществляется той же ручкой, что и подстройка на телевизионные каналы. В пятом положении ручки переключателя рода работ осуществляется включение радиовещательного приемника диапазонов ДВ, СВ, КВ, который расположен на консоли в верхней части корпуса. Наконец, в шестом — последнем положении ручки переключателя рода работ, аппарат включается в режим усилителя звуковой частоты, работающий от внешнего входа для подключения звукоснимателя (адаптера) и т.п., расположенного на задней стенке. Также на задней стенки расположены органы подстройки телевизионной развертки — регуляторы частоты кадров и строк, вертикального и горизонтального размера, центровки. Эти регуляторы выведены «под шлиц» и управляются при помощи специальной отвертки, входящей в комплект аппарата!
На верхней консоли расположены органы управления радиовещательным приемником. Приемник обеспечивает работу в диапазонах длинных (ДВ) и средних волн (СВ), а также в четырех поддиапазонах коротких волн (КВ). Переключение диапазонов осуществляется при помощи шести кнопок. Каждый из диапазонов ДВ и СВ дополнительно разбит на три части. Их переключение осуществляется ручкой, расположенной слева от шкалы настройки. В каждой из трех частей диапазонов ДВ и СВ возможен прием не более чем одной заранее выбранной радиостанции. Эта радиостанция настраивается один раз при помощи входящей в комплект аппарата отвертки, для чего в верхней фальш-панели предусмотрены настроечные отверстия, закрывающиеся декоративными планками-накладками. Настройка в КВ поддиапазонах плавная и осуществляется ручкой настройки. Расположенной слева от шкалы. Шкала со стрелкой указателем облегчает настройку в КВ диапазоне. Также на верхней фальш-панели расположены три индикаторные лампочки рода работ аппарата. Левая лампочка «ЧМ» загорается при установки переключателя рода работ в четвертое положение, что соответствует приему радиостанций с ЧМ в диапазоне УКВ. Вторая лампочка «Прием» включается при пятом положении ручки переключателя рода работ, при котором включается радиовещательный приемник диапазонов ДВ, СВ, КВ. Одновременно с этой лампочкой подсвечивается и шкала настройки диапазона КВ. Наконец, третья лампочка «Адапт» загорается при шестом положении ручки переключателя рода работ, когда аппарат включается в режим усилителя звуковой частоты от гнезд «Адаптер».
Телевизор Т-2 Ленинград, разработанный в конце 1949 года на Ленинградском заводе имени Козицкого провыпускался здесь недолго. Уже к 1952 году его производство было переведено на один из радиозаводов республики ГДР, где было развернуто массовое производство этого полюбившегося радиозрителями аппарата. Телевизор Т-2 выпускался в ГДР до 1955 года и комплектовался преимущественно немецкими деталями. С целью обеспечения потребностей этого производства, в ГДР даже был налажен выпуск радиоламп советского производства. В 1954 году одновременно с Т-2 Ленинград, эти же немецкие предприятия выпускают еще один довольно известный телеприемник марки «Рембрандт».

Сегодняшний телезритель вряд ли может себе представить, что приемные трубки (кинескопы) первых телевизионных приемников были не с прямоугольным экраном, а с круглым — как у осциллографов. Такой кинескоп был и у эпохального КВН-49, такой же, только несколько большего размера, скрывался и за декоративной шторкой телевизора Т-2 Ленинград. Телеприемники более поздних выпусков, такие как Авангард, Север, Экран, Зенит, Луч, Звезда, Рембрандт, Темп (первого и второго выпусков) также были построены на основе кинескопов с круглым экраном. Лишь начиная с 1956 года, в первых Рекордах и Рубинах стали появляться трубки с прямоугольными экранами. Для того чтобы экран телеприемника был прямоугольным, а не круглым, кинескоп обрамлялся специальной декоративной рамкой, а также перед экраном устанавливалось защитное стекло, предохраняющее глаз радиозрителя от случайного разрыва трубки. Наличие этого стекла несколько ухудшало качество изображения, однако до разработки взрывозащищенных кинескопов, оно устанавливалось в обязательном порядке во всех телеприемниках.
В телевизоре Т-2 Ленинград применен кинескоп серии 23-ЛК с диаметром экрана 23 см и углом отклонения луча 55 градусов. При таком маленьком угле отклонения длина конусной части трубки и горловины оказывались довольно значительными, благодаря чему цоколь трубки выходит за пределы задней стенки аппарата и дополнительно защищен специальным кожухом, прикрепленном к этой стенке. Размер изображения на экране Т-2 Ленинград составляет 135 х 180 мм при разрешении не менее 400 линий. Электронная пушка трубки — триодная, т.е. содержит лишь узел подогреватель — катод, управляющий электрод (модулятор) и анод, электрически соединенный с внутренним графитовым покрытием конуса (аквадагом). Фокусировка и отклонение луча — электромагнитные, причем фокусирующая и отклоняющие катушки конструктивно объединены в общую фокусирующе — отклоняющую систему ФОС. Ряд трубок серии 23-ЛК имели ионную ловушку (см. статью «Электронно-лучевые трубки» в рубрике «Кафедра»), для чего на ФОС дополнительно устанавливался корректирующий так называемый «ионный» магнит. На катод трубки поступает яркостный сигнал от видеоусилителя, а в цепи модулятора установлен регулятор яркости, управляющий напряжением смещение между модулятором и катодом. На фокусирующую катушку поступает вспомогательное напряжение, формируемое в цепях смещения выпрямителей. Величина этого напряжения зависит от потенциометра фокусировки, ручка которого выведена на переднюю панель телевизора. На отклоняющие катушки подаются напряжения, формируемые генераторами разверток. Питание анода трубки высоким напряжением осуществляется от генератора строчной развертки.
Генератор кадровой развертки телевизора Т-2 Ленинград построен на двух лампах. Задающий генератор выполнен по схеме блокинг-генератора на половине двойного триода серии 6Н8С (6SN7/6Н8М). Второй триод этой лампы задействован в качестве разрядной лампы. Выходной каскад кадровой развертки выполнен на пентоде типа 6Ф6С по дроссельной схеме. Его нагрузкой являются непосредственно кадровые отклоняющие катушки, обладающие довольно высоким омическим сопротивлением. Дополнительно в анодной цепи этой лампы установлен высокоомный дроссель на металлическом сердечнике.
Блокинг-генератор и разрядная лампа генератора строчной развертки построены аналогичным образом, что и соответствующие ступени генератора кадровой развертки, и выполнены также на двойном триоде типа 6Н8С. Выходная ступень генератора строчной развертки выполнена на генераторном пентоде известной серии ГУ-50 (старые обозначения П-50 / F-50). Каскад построен по трансформаторной схеме. Основная вторичная обмотка строчного трансформатора нагружена на отклоняющие катушки. Еще одна вторичная обмотка задействована для демпферного каскада, выполненного на кенотроне 5Ц4С. В отличие от телеприемников КВН-49 и Т-2 Ленинград, в выходных каскадах строчной развертки более современных телевизоров применялась не трансформаторная, а более простая автотрансформаторная схема выхода.
Для питания анода кинескопа высоким напряжением, которое у трубки серии 23-ЛК составляет 8,5 киловольт, в выходном каскаде строчной развертки собран специальный высоковольтный выпрямитель. Для упрощения изоляции, высоковольтная катушка, включаемая последовательно с первичной обмоткой строчного трансформатора, выполнена на половинное напряжение. По этой причине, высоковольтный выпрямитель построен по схеме удвоения напряжения. Он выполнен на двух высоковольтных кенотронах типа 1Ц1С.
Каскады синхронизации у телевизора Т-2 Ленинград построены по более сложной схеме, нежели чем у других телевизионных приемников того времени. Связано это с более высокими требованиями к качеству Т-2 Ленинград, в том числе и по стабильности синхронизации разверток. Как уже говорилось в предыдущей части, в видеоусилителе построен дополнительный буферный каскад, для усиления сигналов канала синхронизации. Выделение синхроимпульсов из полного видеосигнала осуществляется двухкаскадным амплитудным селектором, построенном на двойном триоде типа 6Н8С. Один триод служит основным амплитудным селектором, а другой — дополнительным ограничителем. Разделение импульсов строчной и кадровой синхронизации осуществляется традиционным способом при помощи дифференцирующей и интегрирующей цепочек. Для формирования кадровых синхроимпульсов также установлен дополнительный каскад, собранный на гептоде типа 6А7 (6SA7). Наличие этого каскада повышает устойчивость синхронизации по кадрам.
Обратимся теперь к конструкции телеприемника Т-2 Ленинград. Аппарат выполнен на трех шасси. Основное шасси — блок телевизионного приемника. На нем смонтированы все основные узлы аппарата за исключением выпрямителей и части фильтров питания, а также радиочастотного блока радиовещательного приемника диапазонов ДВ-СВ-КВ и громкоговорителя. На шасси телеприемника расположены лампы, контура промежуточной частоты приемников изображения и звукового сопровождения, часть электролитических конденсаторов фильтра цепей питания, блокинг-трансформаторы задающих генераторов разверток, выходной дроссель кадровой развертки, выходной трансформатор строчной развертки со смонтированным на нем высоковольтным выпрямителем-удвоителем, а также фокусирующе-отклоняющая система (ФОС) с приемной телевизионной трубкой. ФОС жестко закреплена на шасси при помощи специального кронштейна и является одной из точек опоры кинескопа. Другой точкой его опоры служит обрамляющая карболитовая рамка, закрепляемая на шасси двумя винтами. Для уменьшения помех от генератора строчной развертки, выходной строчный трансформатор с высоковольтным выпрямителем помещен внутрь алюминиевого экрана, снабженного выдвижной дверцей для замены кенотронов. Остальные детали расположены в подвале шасси. Монтаж всех блоков — навесной. Телевизионный блок вставляется в правой части ящика через заднюю стенку и закрепляется с нижней стороны четырьмя винтами с резиновыми амортизаторами. Кинескоп вместе с рамкой вставляется через переднюю стенку, для чего дополнительная декоративная рамка сдвигается в сторону вместе со шторкой.
Динамический громкоговоритель с выходным трансформатором закрепляется в левой части ящика на небольшом расстоянии от передней стенки (для обеспечения беспрепятственного движения по направляющим шторки и декоративной рамки) на дополнительной отражательной доске и подсоединяется к шасси телевизора при помощи контактной колодки. За громкоговорителем укрепляется блок выпрямителей на отдельном шасси, закрепляемом тремя винтами к днищу корпуса. На этом шассе установлены силовые трансформаторы, кенотроны выпрямителей, а также детали сглаживающих фильтров. Блок выпрямителей электрически соединен с телевизионным блоком при помощи специального разъема.
Наконец, в верхней части корпуса на специальных кронштейнах, привинчиваемых шурупами к верхней крышке, закреплен блок радиовещательного приемника, который также соединен с телевизионным блоком при помощи контактной колодки. Сверху на крышке ящика установлена металлическая фальшпанель, на которой закреплены индикаторные лампочки переключателя рода работ аппарата, а также лампочки подсветки шкалы. Лампочки соединяются с блоком приемника при помощи еще одной контактной колодки.
На этом мы завершаем наше краткое знакомство с легендарным телеприемником Т-2 Ленинград, который на полном серьезе можно считать одним из символов окончания эпохи Сталина.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *